?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Kaze no tani no Naushika [1984]
deankorrl



Не скрою, подписавшись на эту авантюру, надеялась, что достанется мне какой-нибудь миленький, оченномалобюджетный постапокалиптичный кинотрэшачок, над которым можно и повеселиться и позлословить. Достался же - эпический шедевр японской анимации, про который должно писать либо очень хорошо и красиво (что я не умею), либо ничего.
Дочке (5-ти лет) сильно понравились и Навсикая и Мононоке, я же вот с трудом те фильмы Миядзаки, в которых много воинственного действа, безжалостности, кровавости и экшна, воспринимаю, поэтому мне ближе сказки попроще и подобрей, вроде "Тоторо", "Ведьминой службы доставки" или "Рыбки Поньо".

Неподражаемый гений японского мастера изящно раскрылся в первом же полнометражном фильме, "Замке Калиостро", посвящённом приключениям Арсена Люпена Третьего. А "Навсикая из Долины ветров" по праву числится одной из вершин творения великого художника. Есть мнение (так и сам режиссер был недоволен концовкой манги), что в фильме не передаётся вся полнота и глубина замысла, мол фильм является вольной и весьма упрощённой экранизацией манги, точнее её фрагмента (1-го и 2-го томов); культовая манга публиковалась в журнала "Animage" с 1982 года по 1994-ый.
Все эти различия меж мангой и мультфильмом конечно же нисколько не умаляют значимости - содержащей в себе утопические и религиозные взгляды - режиссерской работы, которая и по сей день остаётся наиболее важным и значимым в истории кинематографа произведением на темы экологических проблем и инвайронментализма. Несмотря на коммерческий неуспех, почти провал, затраты на производство превысили прибыль, вызванный фильмом резонанс позволил все же режиссеру основать студию «Гибли», подарившую в дальнейшем нам великое множество анимационных шедевров. Несмотря на то, что фильм был снят до момента основания стиудии, его всё же считают одним из первых фильмов Гибли. В 2008 году минкульт Японии провел соцопрос, по результатам которого "Навсикая" занимает 2-ое место среди полнометражных аниме-фильмов всех времен.

Интересно, что в Америке (и не только) явилась дублированная на английский язык, варварски обрезанная (исчезли целых 20 минут) и перемонтированная версия под названием, не имеющим ничего общего с японским оригинальным ["Воины ветра" / "Warriors of the Wind"], американцы вознамерились превратить работу мастера в "мультик для детишек". Все эти издевательства над фильмом очень расстроили создателя. Справедливость восторжествовала лишь в следующем веке, когда диснеевцы выкупили фильм в коллекции с другими работами кинокомпании и устроили повторную премьеру картины.

Примечательны постеры с обложками разных стран, отражающие их менталитет:
американский постер - британский - германский - испанский:


Покрупнее Британия и США:


"Навсикая" во французском стиле:



Ещё один интересный случай варварского обращения с искусством: однажды совладелец Miramax - небезызвестный ныне шалун Харви Вайнштэйн - пытался [в целях коммерческой выгоды] внести некоторые изменения, а точнее урезания, в "Мононоке", по этому поводу из Studio Ghibli ему отправили декоративную японскую саблю-катану с лаконичной надписью: "No cuts!" (то бишь "никаких правок", "никаких сокращений, обрезаний"). Напомню, как хороша Принцесса Мононоке:

original.gif
7thCee8.gifp22-martin-art-of-princess-mononoke-a-20140803.jpg

****
При смотре "Навсикаи" зритель погружается во Вселенную постапокалиптических пейзажей, настолько фантастическую и пугающую, что и ядерная зима во всем мире, из каких-нибудь популярных сай-фай фильмов (вроде картины не для слабонервных "Нити" 1984 года), не кажется таким уж страшным исходом человеческого существования, планомерного уничтожения себя и природы. Некогда Титан, он же биооружие, учинил конец света, то есть индустриальной цивилизации (апокалипсис, называемый "Семью днями огня"), случилось сие тысячелетие назад, и теперь та мрачная история с Титанами ишь изредка всплывает из недр коллективной памяти полузабытыми, смутными воспоминаниями. Однако ж, и ныне жизнь немногочисленных народов исполнена тревожных ожиданий и борьбы как с ядовитыми грибами, отравляющими атмосферу, так и с лесом, который населяют непредсказуемые жуки-гиганты Ому. Лес ядовитый разрастается, занимая всю большую территорию, захватывая земли обитания людей, делая их непригодными для жизни, грозя уничтожением и благословенной Долине Ветров. Княжна Долины - Навсикая (имя сие заимствовано из "Одиссеи" Гомера) исследует лес, изучая его природу, скрытую сущность, исследуя его причудливую флору (вроде ядовитых грибов) и фауну (в виде громадных насекомых Ому), что подвергались тысячелетним мутациям, становясь все более токсичными и смертоносными для человечества. Навсикая, симпатизирующая и умеющая общаться с жуками, начинает выращивать растения из ядовитого леса, использую при этом чистую воды из самых глубоких недр, а не ту, поверхностную, которой питаются растения леса; так она выясняет, что отравлена земля, сами же растение и грибы с их спорами по природе своей не токсичны. И это важное открытие перевернет ход истории, приведя к перемирию меж человечеством и лесными обитателями.
****
"Навсикая" понравится и любителям боевых зрелищ и динамично-напряженных действ: Войны Тольмекии, снаряженные рыцарским доспехами и мечами (у Ксяны - принцессы тольмекийцев - например, любопытные металлические протезы вместо руки и ног), владеют к тому же танками и реактивными летательные аппаратами, Ксяна своей высшей миссией считает - уничтожение, посредством сжигания при помощи Титана, Леса и спасения тем самым человечества, полагая, что лишь человек есть "господин всего".

Ксяна уверена в том, что объединив враждующие государства, она прекратит вечные войны и распри, подарив человечеству шанс выжить. Эскалация агрессии и конфликтов между тремя народами в определенный момент приводит не только к бессмысленному взаимоуничтожению людей, но и к битве колоссальльных мифических существ: Возрожденный Титан метает гром и молнии, пытаясь испепелить легион разъяренных надвигающихся жуков, чьи гнев и ярость не беспочвенны, а вызваны похищением физитами дитеныша-жученыша. Эта битва грозит летальным исходом для всего живого, и огонь этой войны не оставит ничего, кроме выжженной пустыни. Кульминацией фильма чуткий художник, постигший просветление и прозренье, выразил главную мысль: осознание того, что мир приблизился к краю пропасти настолько, что всякое лишнее, необдуманное движение может привести к необратимо-фатальным последствиям. В "Навсикае", как и во многих других картинах режиссера, отчетливо слышен призыв: нужно остановиться пока не поздно, нужно начать наконец сосуществовать в мире и согласии с природой, вовсе необязательно для того лишать себя всех благ цивилизации.
***
Помните это: "Да, человек есть башня птиц, Зверей вместилище лохматых, В его лице - мильоны лиц. Четвероногих и крылатых.". Миядзаки показывает, что человек есть не только птица и зверь, но и жук и гриб:) Под небом равна всякая тварь, никто никого не выше (как у Оруэлла: «Все животные равны, но некоторые равнее других»). Всякое существо живое, как и человек, наделено душой и правом на существование. А подчас жуки оказываются мудрее людей, о том и сказ Миядзаки. О мышах жуках...и людях, которые угробив мир, спровоцировав экологическую катастрофу и по доброй воле отравив землю, лишили себя таким образом пищи и территорий, пригодных для обитания, да так и не прозрели. Они по-прежнему склонны враждовать-воевать с себе подобными - прекрасная игра, которая человечеству никогда не надоест. Что касается жуков, то они хотя бы не уничтожают себе подобных потехи ради, не разжигают костров (там где нельзя. в лесу нельзя! особенно в сказочном лесу, где живут Грибы-исполины, Жуки-великаны) и межнациональных розней, войн и геноцидов исключительно ради собственных амбиций.

Про сюжет..ещё пара слов:

Вот мир, погибший тыщу лет назад,
Земля отравлена, грибами долговязыми,
Что споры ядовитые плодят,
Планета обросла до безобразия.
***
Стоглазых полчища жуков огромных,
Враждуя с человечества остатком,
Живут в лесу мистическом и тёмном.
Для них и люди столь же гадки,
***
Как наших самых страшных снов
Внезапные вторженья ужасающих,
Громадных и крылатых пауков,
Людятины вкусить желающих.
***
Никак не могут люди осознать,
Что этот самый лес пугающий -
Не враг, а друг, который очищать
пытается природу умирающую.
***
Но стоит только чудищ разозлить,
как легион их, дьявольской волною,
Немедля двинется войной, чтоб сократить
существенно людское поголовье.
***
[О Навсикае] :
Долины Ветренной Княжна,
Чьё имя взято из Гомера.
Умна, пытлива и нежна,
Слывет отважною безмерно.
***
К жукам пристрастие Навсикаи,
Пускай уродливым, но мудрым,
Долины жители считают
Весьма безумною причудой.
***
На своём аэроплане вечно
По небу, тучи рассекая,
Княжна лихая Навсикая
Летит опасностям навстречу.
***
Ещё есть вот какой сюрприз:
Во всех походах Навсикаи
Наплечный чудный белко-лис
Всегда её сопровождает.
***
Так изучая леса быт,
Повадки чудищ габаритных,
Княжна однажды совершит
Открытий массу любопытных.
***
Во всем повинны человеки,
А не грибы, что споры щедро
По воздуху распространяют.
Отравлена земля и реки,
Что протекают в её недрах.
Живое все тут погибает.
***
Долину вскоре посещает
Искусный фехтовальщик Юпа,
Он же - наставник Навсикаи,
И человек отнюдь не глупый;
***
Как и пророчица-старуха,
Благоразумно намекает,
Дескать с жуками заваруха-
Идея оченно плохая.
****
Любые на Жуков нападки
Будут предвестием конца!
И даже нынешний мир шаткий
Исчезнет вмиг с Земли лица.
***
Однажды ночью рушится в долину
Тольмекии парящая махина,
Причиною её внезапного крушения
Жучиное явилось нападение.
***
Внутрях чужого корабля
Титана эмбрион хранится,
Что учинил "семь дней огня"
И вновь готов повеселиться.
***
Сей эмбрион желает захватить
Принцесса тольмекийцев Ксяна,
Чтоб раз и навсегда лес погубить
При помощи воскресшего Титана.
***
Но планы Ксяны всем грозят
Войной и гибелью вселенной.
Жуков изрядно разозлят,
И те устроят путч отменный.
***
И грянула война ужасная
Между жучьём и государствами:
Долины племенем, физитами
И тольмекийцами злосчастными.
***
Лишь Навсикае суждено
Гнев усмирить жуков свирепых
И жизни собственной ценой*
Спасти всех жителей планеты.
_______________________________
* - Навсикая не погибла на самом деле, несмотря на не совместимые с жизнью ранения и на то, что её практически затоптали полчища жуков, собственно жуки же исцелили её раны, вернув Навсикаю к жизни.

КАДРЫ:



  • 1
Очень симпатичный отзыв, можно было и не прибедняться в начале )
Смотрел это аниме полтора года назад и остался под впечатлением. Именно вселенная показалась мне вторичной и не слишком пугающей (особенно в сравнении с "Нитями" - кстати, странно, что они не попали в список кинорулетки, кому-то мог выпасть идеальный фильм), но вот персонажи, их эмоции, и, главное, графика - действительно великая - побуждают до сих пор вспоминать о мультике с удовольствием.

Большое спасибо! Вселенная и впрямь не слишком пугающая, но вот при первичном, так сказать, знакомстве, жуки оставляют неизгладимое впечатление:) Представляешь, что будет, если жуки таки дорастут до размеров динозавров, пауки научатся летать, а человек останется таким же карликом и идиотом, как и прежде.
Нити - да, идеальный ядерный постапокалиптический опус, без надежды, без всякого света в конце темного тоннеля

один из моих любимых у Миядзаки.

а какие ещё самые-самые любимые?) я вот Навсикаю за всю свою жисть пыталась раз 5 посмотреть, так и не осилив; наконец вместе с ребенком осмысленно, созрев, посмотрела и влюбилась конечно.
Но что меня всегда ошеломляло и восхищало, так это миядзакиевские летающие замки: Небесный Замок Лапута и Ходячий замок Хаула, второй особенно любим, мильён раз смотрев, каждый раз думала: "вот откуда такие невероятные образы, из чего произросла и сформировалась столь богатая фантазия?" Подобных ему канешна нет и не будет...есть ещё, правда, Гисабуро Сугии и ночь на галактической железной дороге, но это совсем другая опера

Чудесно. Вот это масштаб!
У меня ребенок до сих пор считает этот мультфильм самым страшным. Раньше он его вообще не смотрел, потому что боялся)
У Миядзаки больше всего нравится "Унесенные призраками". Самый увлекательный для меня сюжет, драконы и образы красивые очень.

Пасиба!:) а я вот поразилась тому, что дочка совершенно не испугалась, зато я была в ужасе от таких перспектив человечества и насекомых, которые настолько уродливы, что решительно непонятно, как может Навсикая их любить, апофеоз толерантности.
Унесённые призраками - это да, самый-самый всеми любимый фильм.
Помнится, самый страшный там момент для нас - спуск героини по невероятно длиннючей шаткой лестнице без бортов, с не внушающими никакого доверия ступенями. Насчет драконов и духов: А Мононоке видел? прекраснейшие чудища.





Edited at 2018-03-09 10:40 am (UTC)

как вам повезло с фильмом!
и отзыв замечательный, зря прибеднялись))

Миядзаки потрясающий, очень его люблю, в том числе за то, что у него так много всяких вот букашек-таракашек, которые так украшают любую его картину! И ведь не слащавенькие как в диснеевских мультах, но так их обнять сразу хочется). Ну, не считая тех, от которых хочется бежать сломя голову))

Спасибо! да, повезло:) Диснеевцам такие чудища и не снились, это точно.
А ведь некоторые из этих духов и монстров, что самое удивительное в творчестве Миядзаки, порой одновременно и трогательные и отвратительные, злющие. Вроде того всепоглощающего Духа в купальне из "Унесенных призраками", да там и мальчик Хаку тоже личность парадоксальная.
Недавно вот ужаснейших инфернальных кабанов-оборотней, разлагающихся на глазах, наблюдала, пересматривая "Мононоке"

Странные отношения у меня с мультами Миядзаки.
Они ведь гениальны до неприличия, и это как-то немного от них отстраняет.
Больше всего нравится "Небесный замок Лапута", именно своим чуть-чуть несовершенством и возвышенным переходом от дитячных приключений к меланхолии заброшенного города роботов.
А "Навсикая" хорошая, но с постапокалипсисом вообще не ассоциируется, больше какое-то фэнтези из альтернативного мира, но не из нашего.

немного от них отстраняет" вот тоже чувство при просмотре его самых эпических творений. Замок Лапута - очень хорош, но мне другой замок нравится безумно: где в главроли не мальчики, не девочки, не сверхчеловеки, а старушка (пускай она и девица околдованная) - Замок Хаула.
"больше какое-то фэнтези из альтернативного мира" ага, никто бы и не подумал, что это наша планета после апокалипсисов, если б не вступительная речь в фильме:) Похоже на инопланетную историю в духе Рене Лалу и его Дикой Планеты или Гандахара, но с ещё более причудливыми образами и сеттингом.

К своему стыду не смотрел у Миядзаки ничего кроме "Службы доставки", "Моего соседа Тоторо" и "Принцессы Мононоке". Почитал ребёнку стихи (они ему очень понравились, как и мне), решили что теперь будем обязательно "Навсикаю смотреть", спасибо )

Так ты самое лучшее и посмотрел:) Осталось только Gake no ue no Ponyo поглядеть (ну и унесенных призраками). И я тоже не сказать, чтоб фанат прям, но дитё-большой любитель миядзаковских сказок, потому и я пристрастилась.
Спасибо за добрые слова. Смотрите! Навсикая - крутая!

Крутая рецензия, тем более в стихах.

Спасибо! Здесь точно негров не было))) я, невнимательная, про ледиберд жду ответа;)

прекрасная рецензия, просто украшение этой рулетки!
и фильм замечательный - я очень люблю Миадзаки, Навсикая не самая любимая, но и ее вспоминаю с нежностью.

Спасибо! Я бы тоже с радостью вспоминала о Миядзаки, но как тут ему забыться, если дочь требует, только в этом месяце мне с ней пришлось уже два раза Тоторо, Замок Лапута и Унесенных призраками посмотреть:) Было вот ещё одно и немиядзаковское аниме - Метрополис (2001)

Вы себя недооцениваете.

спасибо за обнадеживающие слова:) мне кажется, лучше себе недооценивать (и удивляться и радоваться тому, что люди думают о вас лучше, чем вы есть), чем переоценивать, раз уж адекватное восприятие невозможно:) недооценивание хотя бы стимулирует мучительные попытки самосовершенствования, улучшения, переоценивание же своих достоинств, оно же - недооценивание достоинств других людей, ни к чему хорошему не ведёт:)

  • 1