Саша (deankorrl) wrote,
Саша
deankorrl

Thelma [2017] / The Party [2017]



"Вечеринка" Салли Поттер: в данном случае налицо жанровая дряблость и несомненное мастерство оператора-постановщика (Алексей Родионов), могущего грамотно выстроить световую архитектуру (работавшего с Элемом Климовым над "Иди и Смотри"), против режиссёрской бездарности, не могущей выжать из талантливых актеров максимум способностей. Даже дёрганый Киллиан Мёрфи - пожалуй, чрезмерно дерганый - не придаёт живости этой бездыханно-удушливой камерности, мертвенной затхлости, трупному окоченению плохо проработанных характеров прочих персонажей. Им, как и герою Гончарова, «...оставалось уже немного до состояния совершенной одервенелости».



Если рассматривать фильм в политическом аспекте, то умелой политсатиры не получилось, как не получилось и «Вечера шутов» (Gycklarnas afton), да и для приличной драмы здесь не хватает и выразительных образов, и динамичности, и интересных диалогов, и каких-никаких оригинальных твистов с интригами. Нам подали уБлюдо под названием "Феерия претенциозная под мутным, недоострополитическим соусом" - самое то для Берлинале, в общем. Как я уже заикнулась вчера, Бруно Ганц (любимый Вендерсом и Таннером), малый хронометраж и высококонтрастная светотень не спасают это кино, и всё же око зрительское радуют. Если Мёрфи с пистолетом напоминает шизофреника, то все прочие - скорбноликих истуканов (до поры-до времени), этот диссонанс, призванный скрасить экранно-зримый аскетизм привносит иррационального комизма в сие не намеревающееся веселить публику серьёзнодейство.



Тельма:
Обещала maxandmum отписаться по фильму. Ну и вот. Посмотрела, скорее понравился, чем - нет. Всё это похоже на жанровую мешанину, что обязано было подпортить фильм, однако, вопреки всему, эклектичность и стилистические разнообразия стали его преимуществом.
Сказать о нём решительно нечего, кроме того, что этот, преисполненный изящества и красивых визуальных решений, лесбийско-эпилептический мистико-триллеро-драмхоррор напоминает мне некую сумеречную амальгаму из "Жизни Адель" кешишинской и "Воспламеняющей взглядом". Последнее это о сверхспособностях Тельмы и печальной участи пылающего папаши, который не только воспламенился, но и утоп, для пущей убедительности можно было его сперва слегка подстрелить и чуточку отравить.
Ещё актриса в роли Тельмы внешне напомнила мне молодую Юппер (что появлялась в прошлом фильме Триера) и Оршойу Тот, какой она была в мундруцовской "Йоханне".



Cверхъестественные элементы сюжета - похоже и вовсе не реальны, лишь плод воображения и галлюцинаций Тельмы, как и её припадки - являющиеся результатом подавления каких-то там бурных чувств, а не эпилепсии. Выходит так, что девочка-то с детства психтравмированная, зажатая и с необъятным комплексом вины. Да тут ещё и предки - полоумные религиозные фанатики - не дают покоя, стоят над душой, приглядывают, устыжают.
Видения Тельмы - скорей всего неосознанная попытка избавиться от психгнёта, преодолеть саму себя, собственные страхи и тяги к самобичеванию в то время, как у неё появился единственно мощный стимул для этого самого преодоления - любовь к Ане. Особенно в любви требуется сверхъестественно-сверхчеловеческое преодоления себя.
И не факт, что "Мальчик подо льдом, горящий папаша, вставшая мамаша" - явления, связанные с Тельмой и её сверхспособностями. Почему бы маленькому ребенку не выползти на лед да не потонуть, раз за ним никто не приглядывает? Ведь малыши нередко становятся жертвами таких вот нелепых несчастных случаев. А маман могла бы просто взять и излечиться...божьей милостью именно в момент присутствия Тельмы, а, может, она и вовсе не хворала и вполне ходячая была, только прикидывалась. Ну а отец мог запросто утонуть из-за перевернувшейся ненароком лодки, его пылание могло быть - припадочно-галюцинаторным видением Тельмы.

Сам Йоаким Триер говорит: "жанр «Тельмы» я бы определил, как «много о себе возомнивший артхаусный режиссеришка пробует себя в народном кино»...В первых черновиках сценария лесбийской линии не было — она появилась только после консультаций с врачами, которые занимаются проблемой таких психогенных квазиэпилептических припадков, как у Тельмы. Один из них спросил нас: «А все же, что именно она подавляет?» Потому что выяснилось, что многие его пациентки с таким же очень религиозным воспитанием, как у Тельмы, подавляют в себе именно лесбийские желания, считая их страшным грехом. Услышав это, мы с Эскилом взялись переписывать сценарий — в оригинале в нем геем был брат героини — и сценарий стал намного более стройным."

Связующим звеном фильмов Поттер и дальнего родственника Ларса фон Триера служат темы феминизма и лесбократии.
И если раньше творчество Й. Триера не прельщало меня, то теперь...ничего не изменилось, "дальний родственник" не стал любимым режиссёром. Фильм, может, и шедевральный, но всякие безбожные эксплуатации лесботемы и религии вызывают во мне отвращение. И врач, давший охренительно "дельный" совет, и режиссёр, намотавший тот совет на ус, прямо-таки сексисты-мизогинисты какие-то, мол женщине и подавлять-то в себе нечего, окромя лесбийских наклонностей, они, дескать, настолько узколобы и мелкомыслящи, что не могут и представить греха пострашнее такой обыденной вещи, как однополая любовь.

Кадры "Тельмы"

Tags: Kornél Mundruczó, ingmar bergman, joachim trier, sally potter
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments