Саша (deankorrl) wrote,
Саша
deankorrl

Categories:

Безумцы Титиката / Titicut Follies [1967]



«TITICUT FOLLIES»: Легендарный запрещённый фильм Фредерика Уайсмана, переносящий зрителя прямиком в прибежище безумия. Фильм является документальным дебютом и частью своеобразного кинотриптиха Уайсмана - Titicut Follies (1967)/High School (1968)/Law and Order (1969). Законченный в 1967 году фильм "Безумцы Титиката" был запрещён - всемирно - вплоть до 1992 года, поскольку Верховный суд штата Массачусетс постановил, что это кино есть ни что иное, как незаконное вторжение в частную жизнь заключенных.
Мощное, депрессивно-гнетущее творение американского режиссёра-документалиста Роджер Эберт назвал "фильм-отчаяние", и это воистину самое подходящее определение для преисполненного безысходности зрелища. "Ticicut Follies" раскрывает мрачные, грязные и удручающие условия содержания заключенных в государственной тюрьме-госпитале для преступников-психопатов в местечке Бриджуотер, штат Массачусетс. Всё это дело, зафиксированное объективом Уайсмана, происходит в середине 60-ых, режиссёр находился непосредственно в стенах заведения...в каких-то, если верить слухам, образовательных целях, и мне немного непонятно, как его вообще туда пустили, зато очевидно, что перед камерой, охранники, психиатры и соцработники стараются вести себя поприличнее, зато заключенные безумцы, ничего не стесняясь, пускаются во все тяжкие,  декламируя почти антиправительственные речи и просто бредни, лишенные смысла и надежды на приятный исход. Камера Вайсмана бесстрастно наблюдает за тем, как узники избиваются, раздеваются догола, подвергаются насмешкам и издевательствам, пасутся, как скот, травятся и пичкаются всяческими подозрительными лекарствами, содержатся в нечеловеческих условиях под чутким руководством и контролем бессердечно-равнодушных стражей, социальных работников и психиатров. Фильм являет нам лишённый нарратора, структуры коллаж из самых мрачных в истории кинематографа образов cинема верите.

В одном эпизоде мы видим проходящее в канун нового года шоу талантов - под названием «Titicut Follies» («Titicut» - это индейское название реки Тонтон в Массачусетсе) - с участием заключенных (и некоторых сотрудников богадельни) - это прямо-таки сцена из фильмов Хармони Корина. В сцене выгула заключенных местный "Майлс Дэвис" в робе играет на трубе...и, с одной стороны, всеобще гнетущая атмосфера разряжается этой идиллической картиной, с другой - вспоминается "Танго смерти" оркестра концлагеря "Яновский". В стенах богадельни заключенные под конвоем почему-то всё время перемещаются в обнаженном виде. То есть, понимаете ли, "вторжение Уайсмана в частную жизнь узников" - это статья, а вождение человеков голыми и принуждение их к коленопреклонённой позе - это норма.
В другой сцене врач, покуривая сигарету и стряхивая пепел в казённую еду, вставляет длинную резиновую трубку в ноздрю пациента для принудительного кормления.

Небезызвестный Амос Фогель в своей канонической книге "Film as a Subversive Art" назвал Titicut Follies «крупнейшим и мощнейший образцом того самого подрывного киноискусства, обвинительным актом, кино-приговором...для системы».

По поводу вышеупомянутых преследуемых "образовательных целей" режиссёра вычитала вот какую информацию:
Уайсман, адвокат, рождённый в Бостоне, поступил на курс Бостонского Университета в Бриджуотере для образовательных целей и, насмотревшись на местные порядки, решил, что стоит непременно снять там фильм. Уайсману было разрешено снимать в Бриджуотере в течение 29 дней. Хотя он и получил все соответствующие разрешения (подписав всевозможные соглашения) из "высших" инстанций, до дебюта "Титикатских безумцев" на Нью-Йоркском кинофестивале в 1967 году, Верховный суд штата Массачусетс попытался получить запрет на скрининга, утверждалось, что фильм нарушает право пациентов на неприкосновенность частной жизни и право на человеческое достоинство. В конечном итоге суд штата приказал, чтобы все копии фильма были уничтожены, но апелляция Уайзмена, - к счастью, он был адвокатом, - в Высший судебный суд штата Массачусетс, позволила фильму добиться разрешения быть представленным хотя бы врачам, юристам, судьям, медицинским работникам, социальным работникам и студентам в смежных областях, ни о какой широкой публике и речи быть не могло...до 92-го года, о чём выше я и написала.

Уайсман обжаловал это решение в Верховном суде Соединенных Штатов, но ничего не добился. Titicut Follies был первым фильмом, запрещённым в Америке не по причинам непристойности или угрозы национальной безопасности. В 1991 году судья Верховного суда позволил выпустить фильм, сославшись на давность и истечение сроков вопросов, то есть вопросов конфиденциальности (многие из персонажей фильма были к тому времени мертвы), сославшись также на Первую Поправку к Конституции США, которая гарантирует, что "конгресс США не будет: поддерживать какую-либо религию, либо утверждать государственную религию; запрещать свободное вероисповедание; посягать на свободу прессы и свободу слова..и тд."

4 сентября 1992 года "Ticicut Follies" вышел в эфир на PBS (американская некоммерческая общественная служба телевизионного вещания), дополненный пояснениями того, что зрителям предстоит увидеть, вещаемыми устами известного журналиста и телеведущего Чарли Роуз (который кстати в прошлом месяце был уволен с телеканалов ABC-News и СBS-News в связи с - нынче модными - обвинениями Роуза в сексуальных домогательствах). DVD "Titicut Follies" был выпущен в 2007-ом году уайсмановским "Zipporah Films".
За компанию с вайсмановским опусом можно смело смотреть более скромный - да и вообще, совсем иных тональностей - несвобод и безумства фильм - "Письмо" Лозницы...и ещё уайсмановскую же длинную картину про процесс умирания человека.
Tags: frederick wiseman
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments